Image Image Image Image Image Image Image Image Image Image Image Image

По туризму | 19 сентября 2018

Scroll to top

Вверх

Пока нет комментариев

Братины и братчины у Коми-зырян +

Братины и братчины у Коми-зырян +
По туризму
Поделиться в соцсетях:

В вещественном мире человека всегда присутствовали предметы, имеющие ярко выраженную ритуальную функцию, то есть предназначенные для использования в том или ином сакральном действии К подобным предметам следует отнести братины.

Братина (яндова, ендова, братыння), ковш-братина сосуд, в котором разносят напитки. Название «братина» относится к сосудам большого размера, имеющим две небольшие ручки, расположенные друг против друга, название «братина-ковш» к сосудам малого размера с одной ручкой. В «Домострое», памятнике русской литературы XVI в., в одном из текстов братина описывается как «небольшой горшок с шаровидным корпусом, служащий для питья вкруговую».

Братина у коми представляет собой сосуд, выполненный из дерева (преимущественно из капа), чаша которого имеет полусферическую форму с двумя или одной ручками по бокам. Размеры их и объем очень различны: от полутораведерных и до самых малых 1-1, 5-литровых. В Национальном музее Республики Коми хранится несколько братин.

Одна из них ковш-братина из села Пучком Удорского района, изготовленная Петром Лукичом Корниловым мастером объемной резьбы, распространившейся среди удорских коми в конце XIX начале XX вв. В настоящее время этот ковш-братина является логотипом Национального музея Республики Коми Некоторые братины, бытовавшие на Мезени и Вашке, имеют надписи, расположенные по венчику сосуда снаружи.

Одна из них гласит: «Сей ковшъ сделал государственный крестъянинъ (непонятное слово) Муфтюжской деревни Александръ Гавриловъ Игушевъ 1888 года октября 15 дня». Покупные братины, которые привозились на ярмарки из соседних губерний, типологически можно отнести к ковшам-скопкарям северного типа.

Такие братины имеют ладьевидную форму, борта выпуклые, дно плоское, одна из ручек выполнена в виде хвоста, другая в виде утиной головы. Черной краской обозначалась шея, глаза и оперение хвоста. По венчику с внутренней и наружной сторон прорисовывалась кайма оранжевого цвета.

Все эти сосуды функционально были связаны с повсеместно бытовавшим древним обычаем братчиной. Братчина это совместная трапеза членов деревенской общины, устраивавшаяся в складчину: общинный, праздничный пир. Обычай братчины был известен с домонгольских времен (упоминание о нем встречается в былине: «Пошел Василий со дружиною, пришел во братчину во Никольщину» (на Николин день 19 декабря нового стиля), а в пору монголо-татарского ига он сохранялся преимущественно в монастырях и принадлежащих им крестьянских поселениях.

Обычай братчины был традицией внутриобщинной (будь то община монастырская или крестьянская), на которую посторонние лица не допускались, а непрошенные визитеры должны были быть изгнаны.


Комментарии: